| 11 апреля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Александра Самарина
Вчера генпрокурор Юрий Чайка заявил, что его ведомство проверит около 700 НКО, относительно которых есть данные об иностранном финансировании. Одновременно на сайте Минюста появился доклад, главный вывод которого – необходимость дополнительных полномочий для внеплановых проверок НКО. Вчера же ведомство Александра Коновалова должно было направить в суд протоколы об административном правонарушении со стороны ассоциации «Голос», против которой накануне, во вторник, было возбуждено административное дело. Между тем НКО категорически отказываются признавать себя «иностранными агентами», предпочитая выплачивать штрафы и апеллировать к мировой общественности. В то же время, по информации «НГ», правозащитники игнорируют призыв сопредседателя партии РПР–ПАРНАС Бориса Немцова – обнародовать свои бюджеты за последние четыре месяца, чтобы уличить власти в неточности данных о миллиарде долларов, якобы полученном из-за рубежа.
По словам официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, «первоначально предполагалось выборочно проверить исполнение законодательства о некоммерческих организациях в 20 регионах». Но «в ходе подготовки к проведению проверки поступили сведения о получении 654 НКО с начала действия закона о некоммерческих организациях, выполняющих функцию иностранного агента, то есть с 21 ноября 2012 по 26 марта 2013 года, из-за рубежа средств в сумме более 28,3 млрд. руб.». «При этом ни одна из НКО не была внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим было принято решение о проверке указанных организаций, получающих иностранное финансирование на всей территории России, – добавила Гриднева. – Никаких сомнений относительно обоснованности выводов уполномоченных органов о размере денежных средств, характеризующих зарубежное финансирование НКО, нет. Эти цифры документально подтверждены. Даже исходя из заявлений экспертов самих некоммерческих организаций, в 2011 году действующие в России НКО получили из-за рубежа не менее 19 миллиардов рублей».
«В настоящее время надзорные проверки продолжаются. Выясняется, какие цели преследуют организации, получающие зарубежные средства, какую конкретно деятельность они осуществляют и соответствует ли она требованиям закона. К проверкам привлечены, в частности, специалисты Минюста России, ФНС и Росфинмониторинга», – заявила Гриднева.
«Список прокурорских проверок НКО по состоянию на 10 апреля подполз к 225 организациям из 50 регионов России», – сообщил вчера в своем Twitter руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. Его организация намерена оказывать юридическую помощь коллегам из «Голоса»: вчера Минюст должен был направить в суд протоколы об административном правонарушении со стороны этой организации. Против нее во вторник было открыто административное дело за то, что она не регистрируется в качестве иностранного агента. По данным Минюста, «Голос» продолжает получать иностранные деньги. В то же время глава «Голоса» Лилия Шибанова заявила, что ассоциация в последние четыре месяца прекратила финансироваться из-за рубежа.
Напомним, что президент Владимир Путин в разгар прокурорских проверок подтвердил их обоснованность, озвучив количество НКО, нарушивших закон: с момента вступления его в силу, по данным главы государства, 654 неправительственные организации получили от иностранных спонсоров около миллиарда долларов. «НГ» попыталась выяснить, о каких НПО идет речь. И как образовалась общая внушительная сумма.
В Минюсте затруднились дать ответ на этот вопрос, отослав газету на свой сайт, где числится более 400 тыс. организаций, включая религиозные. В ФСБ, как и в СКР, попросили прислать запрос. В Генпрокуратуре посоветовали прислать факс на имя генерального прокурора Юрия Чайки. В МВД посоветовали: «Выясните, в чьей компетенции находится проведение проверок, кому правительство поручило это дело. Может, оно Счетной палате их поручило?»
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин сообщил «НГ», что данные об НКО не должны быть опубликованы немедленно: «Есть процессуальные сроки, когда они пройдут – все будет опубликовано. Ведь там речь шла о финансировании с нарушением, то есть там наверняка имелась в виду деятельность правоохранительных органов, почему эти сведения должны быть опубликованы? Если какие-то организации занимались не тем, что у них записано в уставе, то тут надо дождаться решения судов».
В течение последних дней появилось много заявлений правозащитников о том, во сколько раз цифры Путина превосходят реальные доходы НКО. Между тем сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов еще неделю назад призвал неправительственные организации опубликовать свои бюджеты в открытом доступе – что таким образом легко и просто опровергнуть заявления властей о нарушениях с их стороны. «Гласность и публичность финансовых отчетов НКО – это единственный способ доказать ошибочность утверждений Путина о том, что эти несчастные правозащитники, экологи, люди, охраняющие памятники истории, получают 3 миллиарда долларов в год». Политик уверен, руководители НКО «недооценивают репутационные риски для себя»: «Я им говорю: ребята, если вы это не опубликуете, то имейте в виду, в обществе сложится ощущение, что вы жулики. И тогда вам конец – потом про светлое и гуманное сказать не сможете никому и ничего. У вас есть отличная возможность доказать, что вы нормальные. Иначе потом не обижайтесь, если вас будут называть шпионами или агентами».
Заметим, до сих пор единственная организация опубликовала свой отчет – Transparency International. Он составил около 700 тыс. долл. Борис Немцов попросил правозащитный центр «Мемориал» обобщить бюджеты НКО, подготовив единый документ.
Член правления общества «Мемориал» Олег Орлов, который взял на себя задачу собрать информацию о бюджетах НКО, сказал «НГ»: «Пока ничего не сделано по не зависящим от меня обстоятельствам. Почему? Без комментариев. Извините, я о своих коллегах говорить не могу…». Орлов при этом заметил, что каждая НКО эту задачу может решить очень легко – «на щелчок пальцев»: «Либо произошла какая-то техническая ошибка и Путина просто очень сильно подставили, либо его цифра верна – другого объяснения нет». На его взгляд, опровергнуть слова президента можно, только опубликовав бюджеты НКО: «Но у моих коллег это по каким-то причинам вызывает сомнение».
В чем причины отказа? Глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков заявил «НГ»: «В отношении некоммерческих организаций действует установленная Конституцией презумпция невиновности, поэтому доказывать, что организация не является верблюдом и не получает ежемесячно по 1 миллиарду долларов, никто не обязан. Чикову не кажется, что отказ предать гласности четырехмесячный бюджет нанесет ему репутационный ущерб: «Гораздо интереснее и гораздо вкуснее – и стратегически выгодно для российского общества – дать фронтальный отпор этим попыткам российских властей ущемить права НКО. Сейчас должны быть инициированы десятки судов – административных, в судах общей юрисдикции, в Конституционном суде, в Арбитражном…»
«НГ» поинтересовалась: почему НКО с таким упорством предпочитают платить огромные штрафы, отказываясь признавать себя «иностранными агентами»? В России уже давно никого не напугаешь такого рода вывеской. Да и клиентам правозащитников или экологов все равно, как называется организация – лишь бы помогли. Возможно, предполагают эксперты, все дело в зарубежном финансировании.
Глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев уверен, что зарубежные спонсоры российских НКО трижды подумают, прежде чем предоставить деньги в распоряжение «иностранных агентов». По мнению собеседника «НГ», Путин хочет финансово обескровить некоммерческие организации, которые считает «сетью», готовящей оранжевые революции. Между тем, уверен Соловьев, опасаться следует не НКО, политическое влияние которых на общество совсем невелико, а граждан, ставших жертвами нынешней экономической политики государства.
Мнение Соловьева разделяет глава Центра политической информации Алексей Мухин: «Существует вероятность того, что многие зарубежные спонсоры, увидев пометку «иностранный агент», воздержатся от помощи».