Эксперты назвали столичную явку нормальной
Одной из главных отличительных особенностей состоявшихся в России выборных кампаний стала легитимность их результатов, с которыми сегодня уже почти никто не спорит. К такому выводу пришли политологи в рамках круглого стола «Итоги выборов-2014». Легитимность, по словам председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Костина, была обеспечена за счет открытости и прозрачности кампаний. Отдельно политический эксперт рассказал и о московской избирательной кампании.
Главной чертой выборов стало, по словам Костина, то, что «они проходили в обстановке консолидации подавляющей части общества вокруг власти и президента Владимира Путина, а новая повестка была сформирована воссоединением России и Крыма, событиями на юго-востоке Украины и беспрецедентным санкционным давлением со стороны Запада».
Однако в обществе возник ряд вопросов, один из которых коснулся явки на выборах в Мосгордуму. По словам Костина, ему хотелось бы «развеять этот миф про явку, поскольку посещение выборов в столице вызвало определенные ассоциации с явкой по стране в целом». Объяснение политолог предложил разумное и простое: «Жители мегаполисов во всем мире крайне неохотно участвуют в выборах, особенно если их все устраивает и у них есть понимание, что и так все идет хорошо и нет проблем, вызывающих недовольство. Можно привести в пример выборы в Нью-Йорке, в городской совет Лондона, в Хьюстоне, где фантастически низкие цифры».
В свою очередь, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов подчеркнул, что, по его мнению, явка в Москве была достаточно приличной. «И больше того: многие эксперты считают, что явка на выборах в Мосгордуму равна той, что была на прошлых выборах в городской парламент, просто 38% на прошлых выборах перешли в 20% на этих путем, что называется, административной коррекции».
Помимо этого Константин Костин высказался о качестве и прозрачности выборной кампании в столице, назвав московскую кампанию «практически безупречной». Он отметил неожиданно высокий уровень конкуренции. К примеру, борьбу кандидатов по 43 избирательному округу – Леонида Ярмольника и Веры Шастиной. «Обошлось без судебных процессов, однако все ресурсы, которые можно было включить в кампанию – встречи, поквартирные обходы, пикетирование, актуализация тем, которые волновали бы жителей, – все они были использованы, – сказал Костин. – Я по-хорошему удивился. Или возьмите юго-восток – борьбу Владимира Зотова и Андрея Клычкова. Бывший префект Зотов столкнулся с одним из самых ярких представителей КПРФ Клычковым. Вы понимаете, что префект достаточно хорошо представляет, как все устроено. И тем не менее он проигрывает Клычкову».
Стопроцентно конкурентных кампаний, продолжил Константин Костин, не бывает нигде в мире. «Наши западные коллеги используют такие термины – «безопасное место» и «зона боевых действий». Первое, safe seat, это место, которое гарантированно займет тот, кто занимал его до этого. За счет высокого уровня поддержки и положительной оценки работы. А «зона боевых действий», где есть недовольство – это место, где есть возможность побороться за победу. Соотношение может быть 80 на 20, 75 на 25. Большая часть всегда предсказуема – люди предпочитают преемственность и традиции».
Тем не менее председатель правления Фонда развития гражданского общества был удивлен конкурентной борьбой: «Я, честно говоря, предполагал – особенно после праймериз – что кампания будет очень предсказуемой. Ведь самые активные люди с самой высокой степенью политического участия уже определились. Соответственно после того как мэрия и «Единая Россия» заявили о поддержке этого списка победителей праймериз, я подумал, что все предрешено. А нет – мы увидели в ряде округов очень серьезную борьбу».