Под тенью президента
Прошедшие по всей стране региональные и муниципальные выборы показали консолидацию общества вокруг президента. В «Единой России» подчеркивают, что врио губернаторов своей победой во многом обязаны поддержке их кандидатур главой государства. У Путина, в свою очередь, нет сейчас оснований дистанцироваться от партии власти, как это было в 2011 году.
Комментируя итоги единого дня голосования, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк заявил: «Благодаря взвешенной позиции руководства страны в вопросах внешней и внутренней политики консолидация российского общества достигла высокого уровня». По результатам выборов 14 сентября врио губернаторов от партии власти удалось победить во всех регионах, во всех 14 региональных заксобраниях единороссы заберут бОльшую часть мандатов.
Из состоявшихся 30 прямых выборов губернаторов конкурентными можно считать выборы в Республике Саха (Якутия), Республике Алтай, Красноярском, Ставропольском крае, Мурманской, Астраханской и Волгоградской областях. Так, по предварительным данным республиканской избирательной комиссии, врио главы Алтая Александр Бердников набрал 50,63 процента голосов, тогда как его ближайший соперник — бывший председатель регионального правительства Владимир Петров получил 36,44 процента. За врио главы Якутии Егора Борисова голоса отдали почти 59 процентов избирателей республики, а за бывшего министра финансов Якутии Эрнста Березкина от «Гражданской платформы» — 29 процентов.
В регионах, где губернаторы получили высокий процент, выборы по факту стали референдумами о доверии. Так получилось в Челябинской, Курганской, Тюменской областях, в Удмуртии, Коми, Башкирии и Ненецком автономном округе. По предварительным данным, наиболее высокие результаты продемонстрировали врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров (около 90 процентов), врио главы Башкирии Рустэм Хамитов (87,8) и глава Коми Вячеслав Гайзер (78,97).
Второго тура нигде не получилось (он проводится, если наиболее сильный кандидат набрал менее половины всех голосов). Эксперты не исключали возможность второго тура в Астраханской области. Но результаты обработки ста процентов протоколов показали, что губернатор-единоросс Александр Жилкин набрал 75,28 процента, а эсер Олег Шеин — только 16,22 процента. Меньше, чем совокупный результат всех конкурентов, набрал кандидат от партии власти в мэры Благовещенска Амурской области Александр Козлов — за него проголосовали только 38,68 процента избирателей города. Но на выборах главы областного центра возможность проведения второго тура не предусмотрена.
По словам председателя Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина, в Волгоградской области за показателем Бочарова стоят высокие ожидания от смены власти. В Приморском крае, Оренбургской и Орловской областях результату поспособствовали коалиционные соглашения с представителями других партий, а также положительная оценка работы глав регионов за предыдущий период. «Репутационные потери будут у тех, кто для «максимизации» результата использовал сомнительные приемы, бросающие тень на чистоту и легитимность выборов, — говорит Костин. — Это, в первую очередь, удаление при помощи административных рычагов сильных конкурентов (такие проблемы были в Нижегородской и Липецкой областях) и необоснованно высокий уровень досрочного голосования, наблюдавшийся в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре».
В партии власти подчеркивают, что на результат врио губернаторов повлиял нынешний высокий рейтинг главы государства. Поскольку «Единая Россия» — пропрезидентская партия, ее кандидаты получили дополнительный уровень поддержки. «Своим моральным, политическим, духовным лидером «Единая Россия» считает президента Владимира Путина, — заявил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин, представлявший ЕР в Центризбиркоме. — Часть очень высокого рейтинга Путина переносится на исполняющих обязанности».
Отвечая на вопрос «Ленты.ру», какова роль в победе самих губернаторов, Вяткин ответил, что президент, принимая решение о назначении главы региона, оценивает его кандидатуры с самых различных сторон, в том числе и с точки зрения его избираемости. По мнению завкафедрой факультета прикладной политологии ВШЭ Леонида Полякова, критерий избираемости таков, что кандидат на должность главы должен самостоятельно набирать больше, чем любой его потенциальный конкурент.
В недавнем прошлом Владимир Путин пытался отдалиться от «Единой России». Так, в конце 2011 года он решил, что его предвыборный президентский штаб будет создан не на базе «Единой России», а на основе Общероссийского народного фронта (ОНФ) — надпартийной организации, которую возглавил кинорежиссер Станислав Говорухин. Экспертным сообществом этот шаг был оценен как попытка Путина дистанцироваться от партии власти после скандальных выборов в Госдуму.
По словам вице-президента Центра политических технологий (ЦПТ) Ростислава Туровского, после думских выборов 2011 года перспективы ЕР представлялись неясными и были популярны разговоры о том, что она может потерять статус партии власти. Но к настоящему моменту ситуация изменилась и стала благоприятной для власти в целом. «Апеллируя к Путину, руководство «Единой России» демонстрирует свою лояльность, — говорит Туровский. — По сути, президент во многих избирательных кампаниях принял личное участие, много ездил по регионам, встречался с губернаторами и демонстрировал, что поддерживает их. Поэтому влияние его рейтинга и этих мероприятий на результат голосований было, конечно, существенным».
Политолог отмечает, что Путин и сам заинтересован в том, чтобы его роль в этой выборной кампании была рельефно представлена, — таковы правила властной вертикали. «Президент показывает, что играет определяющую роль в стране и фактически назначает губернаторов, способствует их высоким результатам на выборах», — говорит Туровский.
Средняя явка на состоявшихся губернаторских выборах составила 46,25 процента, что на 12 процентов больше, чем в прошлом году. На выборах депутатов заксобраний средняя явка на протяжении последних пяти лет демонстрирует средний уровень в 40 процентов. Пожалуй, наиболее сильным разочарованием стала Москва: на выборы депутатов столичного парламента, по окончательным данным Мосгоризбиркома, пришли 21 процент москвичей, это ниже, чем прогнозировал ВЦИОМ, ожидавший 25 процентов. Даже в Смоленской области, жители которой избирали депутатов органов местного самоуправления и пять глав муниципальных образований, на выборы пришли почти 27 процентов избирателей. По итогам выборов в МГД у «Единой России» будет 28 мандатов, у КПРФ пять мандатов, у ЛДПР и «Родины» — по одному. Десять мандатов получили самовыдвиженцы. Представители «Гражданской платформы» и «Яблока» (последнее выдвинуло своих кандидатов по всем округам) в Мосгордуму не попадут.
По словам Ростислава Туровского, рассуждения партии власти о серьезной конкурентности этих выборов — не более чем сугубо риторический прием. «Эти разговоры могут быть связаны с попыткой сделать «хорошую мину при плохой игре»: на публичном уровне ставка на конкурентность выборов была озвучена в начале кампании, но в дальнейшем сценарий выборов изменился», — говорит политолог.
Дина Ушакова