| 29 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Мария Горковская
В Италии левоцентристы во главе с Пьером Луиджи Берсани не смогли сформировать правительство. Переговоры по созданию коалиции с другими политическими силами окончились ничем. Теперь выводить Италию из институционального кризиса придется, скорее всего, экс-премьеру Сильвио Берлускони.
Для создания эффективного правительства Берсани надо было заручиться поддержкой в обеих палатах парламента, которые в Италии равноправны. На прошедших 24–25 февраля выборах левоцентристы получили большинство в палате депутатов. Однако в сенате преимущество оказалось в руках правоцентристов во главе с Берлускони. При таком раскладе любая принятая нижней палатой законодательная инициатива левых в будущем блокировалась бы.
22 марта президент Джорджо Наполитано поручил Берсани сформировать коалиционное правительство. Единственным вариантом для левых было объединение с занявшим на выборах третье место популистским движением «Пять звезд» во главе с бывшим комиком Беппе Грилло. Однако тот отказал Берсани по идейным соображениям — его предвыборным слоганом было «Убирайтесь все домой» в отношении всех политиков. Коалиция с бывшим главой технического правительства Марио Монти не дала бы левым необходимого результата. Монти получил в Сенате только 17 депутатских мест. А на союз с Берлускони Берсани не пошел из принципа.
Теперь же, как считают эксперты, президенту Наполитано придется поручить формировать правительство как раз Берлускони. Он является лидером занявшей на парламентских выборах вторую позицию партии «Народ свободы».
— Альтернативы «Народу свободы» в итальянском парламенте нет, поэтому и формировать правительство придется лидеру этого объединения, — считает специалист по Италии из Фонда развития гражданского общества Максим Минаев.
По мнению эксперта, других партий, которые могли бы консолидировать вокруг себя политические силы, сегодня в Италии не существует. Блок Марио Монти без достаточного количества депутатских мест не может выступать самостоятельным центром. А движение Беппе Грилло не имеет ни идеологии, ни внятной программы. Успех «Пяти звезд» на выборах Минаев объясняет популистскими речами лидера и апатией избирателей.
В то же время возвращение Берлускони, который в 2011 году покинул пост премьер-министра на волне острого экономического и политического кризиса, может серьезно подорвать позиции страны в Европе.
— За недолгий срок своего премьерства Марио Монти провел ряд болезненных реформ, чтобы вывести Италию из списка отстающих Евросоюза, — считает директор центра Европейских исследований ГУ ВШЭ Тимофей Бордачев. — Теперь же эта эпоха подошла к концу, и с Берлускони вернется хаос и безответственное поведение Италии в отношении с европейскими партнерами.
Во время предвыборной кампании Берлускони выступал за выход из зоны евро. Среди прочего он обещал отменить ряд налогов, которые были ранее введены в качестве антикризисных мер жесткой экономии. Брюссель опасается, что с возвращением экс-премьера Италия перестанет следовать принятой в Евросоюзе программе по спасению экономик юга. А это неминуемо приведет к охлаждению отношений Рима с ЕС.
Но, как считает Максим Минаев, в сложившейся ситуации у президента Джорджо Наполитано нет выбора.
— Сегодня перед президентом стоит вопрос о стабильности Италии и ее политической системы, — говорит эксперт. — Если не дать шанс сформировать правительство Берлускони, президент будет вынужден распустить парламент и назначить новые досрочные выборы.
Это же обернется для Италии еще большим злом, чем бывший премьер. Дополнительные проблемы, в том числе и финансовые, не укладываются в логику экономической политики страны. Госдолг Рима составляет уже почти ?2 трлн.