ЦИК России полностью готов к проведению единого дня голосования 14 сентября, заявил замглавы Центризбиркома Леонид Ивлев. «В списки избирателей внесены свыше 75 млн избирателей нашей страны. За всю историю это рекорд», – сообщил представитель Центризбиркома.
Леонид Ивлев рассказал, что на проведение выборов выделено более 6 млрд рублей: «Если разделить эту сумму на количество избирателей, охваченных выборами (75 млн человек), то получится 80 руб. на человека. Это самые дешевые выборы».
Председатель избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов озвучил прогноз по явке. «В зависимости от района Московской области средняя явка будет колебаться от 20% до 35%. В сельских поселениях традиционно явка выше и составляет 30–40%, в городских округах мы ожидаем уровень явки избирателей на уровне 20–30%», – заявил Вильданов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что в целом по России на региональных и муниципальных выборах, назначенных на 14 сентября, явка будет на том же уровне. Исключение традиционно составят национальные республики и республики Северного Кавказа, где ожидается более высокая явка.
За месяц до выборов Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел телефонный опрос, в котором приняли участие 1 тыс. жителей Москвы. О своем намерении «безусловно прийти голосовать» и «скорее всего прийти голосовать» заявило 52% москвичей. Однако руководитель ВЦИОМа Валерий Федоров считает, что эти ожидания несколько завышены.
«Приходят на выборы меньше, чем говорят заранее. Это не только московский, это общероссийский феномен», – заявил Федоров. Он прогнозирует явку на выборах в Мосгордуму на уровне 20–25%.
Впрочем, невысокая политическая активность не связана с недоверием горожан к институту выборов. По данным опроса, 38% уверены, что итоги голосования будут достоверны. Еще 35% считают, что отдельные шероховатости могут иметь место, но они не окажут значимого влияния на итог выборов.
В этом предвыборном цикле власть делает упор именно на повышение доверия к выборам, а не на абсолютные цифры, считают эксперты. По словам Алексея Мухина, во многих регионах явка не столь важна. В первую очередь «власть заинтересована в том, чтобы выборы были легитимными, прозрачными и конкурентными» и не имели «судебных шлейфов».
С желанием устранить риски судебных претензий Алексей Мухин связывает «один из трендов нынешних региональных выборов – дорегистрационное снятие кандидатов, не прошедших достаточно жесткий отсев».
В частности, избиркомы активно проверяли претендентов на скрытые судимости, что привело к отмене регистрации 328 кандидатов на региональных выборах. Лидером среди партий, выдвинувших политиков, скрывших или неверно указавших сведения о своих судимостях, стала «Справедливая Россия», лишившаяся по этой причине 36 кандидатов. Немногим от нее отстала ЛДПР с 33 кандидатами. Следом идут «Родина (28), КПРФ (26), «Коммунисты России» и «Патриоты России» (по 21) и «Единая Россия» (20). Еще 73 кандидата, снятые за недостоверные сведения о судимостях, пытались принять участие в региональных выборах в порядке самовыдвижения.
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров считает, что такой отсев связан с плохой работой партийных юристов, которые не изучили последнюю редакцию закона о выборах и ввели в заблуждение своих работодателей. Другой причиной может быть «ошибка или забывчивость самого кандидата». И если большинство действительно могло допустить ошибку в заполнении предвыборных документов, то двое претендентов, очевидно, скрыли сведения о своих проблемах с законом сознательно: один из кандидатов (от «Партии Возрождения России») находится в федеральном розыске, другой (самовыдвиженец) – в межгосударственном.
Явку на уровне 20–35% Алексей Мухин объясняет «традиционной российской политической пассивностью». Однако такой уровень явки типичен для многих развитых демократий, если речь идет не о президентских кампаниях, а о выборах регионального и муниципального уровня.
В США местные выборы зачастую проходят при участии менее чем 30% избирателей. Так произошло в этом году на губернаторских праймериз в штатах Филадельфия (15%), Флорида (18%), Пенсильвания (19%) и Калифорния (24%). На выборах мэра Нью-Йорка в 2013 году проголосовало 24% избирателей, а в 2009 году немногим больше – 28%. Абсолютным минимумом для избирательной системы США стали муниципальные выборы в городе Фергюсоне, штат Миссури. В 2013 году в них приняло участие всего 12% избирателей. Европа в целом голосует более активно, но и там интерес жителей к выборам заметно снижается. Так, выборы мэра Лондона в 2012 году прошли при явке 38%, а средний показатель явки по Великобритании в целом в том году составил 31%.
«Люди перестают верить, что они могут изменить не только свой политический, но и социально-экономический статус, – объясняет снижение интереса к выборам генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Это социальная болезнь, которая часто проявляется даже в самых развитых демократических обществах. Лекарством от этой болезни являются некоторые политические обстоятельства мобилизационного свойства, когда есть непосредственная угроза стране, ее политическому, социальному и экономическому статусу».
Текст: Ирина Фомина