Экс-глава Минрегионразвития Игорь Слюняев станет депутатом Госдумы
Экс-глава Министерства регионального развития Игорь Слюняев, ведомство которого президент страны Владимир Путин упразднил, может получить мандат депутата Госдумы. Об этом «Известиям» сообщил источник в окружении Слюняева, и подтвердил собеседник в «Единой России», список которой на выборах в Госдуму в 2011 году в Костромской области возглавлял министр. Эксперты считают, что мандат депутата — утешительный приз для чиновника, проигравшего в аппаратной схватке более сильным конкурентам.
— Правительство — не застывшая структура, оно должно меняться, — заявил утром в понедельник на встрече с Владимиром Путиным премьер Дмитрий Медведев, сделавший президенту ряд предложений по оптимизации структуры правительства. По его словам, за последнее время в Белом доме были созданы органы управления, которые занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку. А именно: Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа.
— Мы, по сути, перешли к территориальному принципу управления, что дает определенные результаты. Может быть, пока их не так много, но в этом есть смысл. Плюс было создано министерство, которое занимается делами строительства. Таким образом, значительная часть компетенции Министерства регионального развития оказалась разверстана между новыми министерствами, — рассказал президенту премьер, по мнению которого с учетом этих изменений существование Минрегионразвития нецелесообразно.
Его функции Медведев хотел бы распределить между Минэкономразвития, Минкультуры и Минстроем. Заодно премьер предложил упразднить еще две структуры — Рособоронзаказ и Рособоронпоставку.
— Хорошо. Мы с вами уже обсуждали это раньше. Если вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем, — согласился Владимир Путин.
Самого Слюнява решение президента застало на выездной коллегии ведомства в Санкт-Петербурге. Оно было объявлено за час до мероприятия, которое после этого предпочли досрочно покинуть некоторые губернаторы, однако министр его все-таки провел.
— На протяжении своего существования министерство было важным и значимым органом исполнительной власти. Важно, чтобы в переходный период те наработки, опыт, которые были накоплены, были переданы коллегам — так отреагировал на новость оказавшийся не у дел сам чиновник.
С момента образования Минрегионразвития в 2004 году Слюняев стал шестым его руководителем после Владимира Яковлева (2004–2007), Дмитрия Козака (2007–2008), Виктора Басаргина (2008–2012), Владимира Токарева (04.2012–21.05.2012) и Олега Говоруна (21.05.2012–17.10.2012). Основными функциями министерства были выработка госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований; разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, исполнительной властью субъектов и органами местного самоуправления; выработка государственной национальной политики и межнациональных отношений.
— Вопрос по Минрегионразвития возникал неоднократно. С 2012 года из-за проблем в ведомстве сменились три министра. Вопрос казалось был решен, но на его реализацию понадобилось время. Со Слюняевым глава правительства, конечно же, всё обговорил: не только упразднение, передачу оставшихся функций ведомства, но и дальнейшую судьбу самого министра. Насколько мне известно, ему было предложено место в Госдуме, — сообщил «Известиям» источник в правительстве.
— Разговоры о реорганизации Минрегионразвития шли с ноября прошлого года, после того как большая часть полномочий была передана вновь созданному Министерству строительства и ЖКХ. После того как практика формирования специальных органов власти, занимающихся проблематикой территорий опережающего развития, была продолжена — вслед за Минвостокразвитием появились министерства по Северному Кавказу и Крыму, стало очевидно, что избрана новая стратегия реализации госполитики по социально-экономическому развитию субъектов РФ, — отмечает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
По его словам, теперь эта стратегия носит более точечный, сфокусированный на конкретных кластерах характер.
— Потребность в административной надстройке просто отпала. Каких-то серьезных нагрузок на другие институты исполнительной власти в связи с замещением и перераспределением функций Минрегионразвития не произойдет, — уверен эксперт.
Сам Игорь Слюняев для комментариев оказался недоступен. В его пресс-службе «Известиям» сообщили, что в ближайшее время министр сам всё объявит, в том числе о планах своего дальнейшего трудоустройства.
Как рассказал «Известиям» источник в «Единой России», Слюняев может рассчитывать на мандат депутата Госдумы от Костромской области, где в 2011 году он возглавлял региональный список «Единой России», будучи губернатором региона. Тогда он передал свой мандат второму по списку партийцу, ныне депутату Госдумы Валерию Гальченко.
— Если Гальченко откажется от мандата, то Слюняев может получить место в Думе. По уставу партии он не смог бы это сделать, если бы отказался от него дважды: передал помимо Гальченко кому-нибудь еще, — пояснили в «Единой России».
Впрочем, в партии не исключают, что Слюняеву может быть передан освободившийся мандат и любого другого депутата Госдумы, который после выборов 14 сентября перейдет работать в Совет Федерации.
— В процессе борьбы за влияние внутри правительства Слюняев не показал себя успешным политическим игроком: не смог сохранить за собой функции ведомства, не выстроил отношения с администрацией президента. Поэтому, если следовать логике аппаратных решений, какое-то место для него будет найдено, но вряд ли это будет какая-то высокая позиция, — считает вице-президент Центра региональных исследований Ростислав Туровский.
По его словам, новый пост может формально считаться статусным, но вряд ли это будет должность, от которой что-то зависит. Слишком печальная была история Минрегионразвития в годы, когда им руководил Слюняев, отмечает Ростислав Туровский.
— Минрегионразвития был удобной коммуникационной площадкой для региональных элит. Но, с другой стороны, этому ведомству было сложно найти собственную нишу, именно поэтому долгое время были разговоры о том, что ведомство по развитию регионов занимается всем, кроме регионального развития, — стройкой, ЖКХ и так далее, — объясняет причины провала Слюняева глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его словам, когда у ведомства забрали все ранее обозначенные функции, а внутренняя политика стала замкнута на администрацию президента, смысл его дальнейшего функционирования просто исчез.