События и комментарии экспертов фонда

  |  06 сентября, 2014   |   Читать на сайте издания

Начнется ли новая крымская война после перемирия в Донбассе?

 

Протокол о прекращении огня между украинскими силовиками и самопровозглашенными Донецкой и Луганской республиками подписан и не исключено, что будет исполняться. Самые отъявленные оптимисты полагают, будто вкупе с переговорным процессом это может привести со временем к наступлению постоянного мира и вхождения этих республик в состав Украины в качестве субъектов будущей Украинской федерации. Но не вспомнит ли после этого предположительно объединившаяся Украина о Крыме, не захочет ли вернуть и его? И не начнет ли еще сильнее требовать от Запада ужесточения санкций против России? Этот вопрос «МК» задал ведущим политологам.

 

 

- До обсуждения вопроса о Крыме у них руки дойдут еще очень нескоро, - сказал «МК» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. - Пока идет речь не о мире, а о перемирии, которое, к слову, еще даже не состоялось. - Для того, чтобы осуществить мир между самопровозглашенными республиками и Украиной, должен появиться некий «шериф», который разведет войска. Сейчас есть города, в которых поднят украинский флаг, но нет украинских войск, и наоборот. Чьи они? Вооруженные формирования могут захватить любой город, и что дальше? В Боснии и Герцеговине с Сербской Краиной был «шериф» - туда вошли третьи войска, которые развели два воюющих. А здесь кто будет разводить? Россия не будет — новых санкций в этом случае она уже может не выдержать. Европа и Америка — тоже не захотят.

До мира далеко, но для сторон, которые сядут, как многие надеются, за стол переговоров, хороший признак в том, что пока перемирие не выгодно нарушать никому. У Украины нет войск, она измотана ополченцами при поддержке славной Советской Армии. Ополченцы тоже захотят поднакопить сил.

Но нельзя забывать, что помимо условной группы Порошенко, которая считает, что мира искать необходимо, есть и батальоны войны. За что гибли добровольцы «Правого сектора»: за жалкое перемирие? Они будут давить, пытаться возобновить карательную операцию и довести ее до победного конца. Это желание будут разделять и политические партии Ляшко, Тимошенко, и, может быть, даже премьер Яценюк вместе с Турчиновым. Этот воинственный подход будет откладывать окончательный мир и объединение Украины, а соответственно отдалять момент, когда может встать вопрос о Крыме.

Когда же он возникнет, то, скорее всего повторится та же ситуация, что с Прибалтикой перед Великой отечественной войной. США юридически ее присоединения к СССР не признали, но по факту спустили этот вопрос на тормозах. Просто его не «педалировали». Так же может поступить и Европа, которая хочет торговать с Россией. Какие-то санкции формально отменять не будут, но они хотят, чтобы шпроты и яблоки Россия у них покупала и дадут для этого все возможности. А мнение Украины по Крыму они если и спросят, то только после того, как этот вопрос решат США, Европа и Россия».

А вот президент Фонда развития гражданского общества Константин Костин в разговоре с «МК» напомнил такую, подзабытую уже деталь:

«В результате возвращения Крыма и Севастополя в Россию никаких санкций не последовало. Все его признали по факту, хотя и не юридически. Хотя даже для юридического признания есть достаточные основания: был референдум, решение легитимного парламента, воля народа очевидна, все вписывается в устав ООН. Поток санкций против России пошел уже после Крыма, на фоне обострения ситуации в Донбассе.

Говорить о том, что Украина объединится с Донбассом и будет готова, решив этот кризис, перейти к вопросу Крыма, еще очень рано. Никто сейчас вообще не знает, что будет происходить с Украиной, останется ли она, как государство. Сегодня она — собственность различных олигархических групп, которая делится и готовится к переделу. Экономика Украины, как государства, погибла. Кто заплатит за ее восстановление? Европа не хочет, украинским олигархам проще «распилить» территорию и сдать ее в аренду под хранилища радиоактивных отходов. Все хотят, чтобы ее опять на прокорм взяла Россия, но зачем нам это, если мы оказываемся всегда во всем виноваты?

- Возможна такая формула: Россия берет Украину на прокорм на какое-то время, а Украина за это признает, что Крым — наш?

- Эта тема витает, но такой циничный подход не очень вероятен. Хотя обратите внимание: Украина во всю применяет против нас санкции, призывает к этому Запад, а Россия еще ни одного действия, которое могло бы нанести ущерб украинской экономике, не предприняла. Только обсуждает. У нас работают три миллиона граждан Украины, которые переводят на родину миллиарды долларов ежегодно. И этому никто не мешает. Если закрыть эту дверь — произойдет немедленное ухудшение социально-экономической ситуации на Украине. Мы этого не делаем. Это означает, что формула «прокорм в обмен на Крым» полностью не исключается.