Эксперты Фонда развития гражданского общества отмечают, что в большинстве современных государств выборы как на общенациональном, так и региональном уровнях, как правило, проходят по одному из двух сценариев: референдумному или конкурентному.
Конкурентные выборы – суть выборы, результат которых не предопределен. Точнее, победитель которых заранее не известен. Двое или более кандидатов борются за победу. Их шансы могут быть равными, примерно равными или даже очевидно неравными.
Победитель «референдумных» выборов известен изначально. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь за или против «готового победителя». Чтобы проголосовать против него, он голосует за кого-то из остальных кандидатов. А те, соответственно, в лучшем случае, борются за второе место.
Эксперты ФоРГО отмечают, что «референдумные» выборы – это именно выборы. Выборы второго человека, так как второе место может быть ценным призом. Занявший его обычно либо подтверждает, либо приобретает статус «политика № 2» (в стране, регионе, муниципалитете). В современной России второе место на губернаторских выборах часто представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских выборах, думских выборах (в одномандатном округе или во главе региональной группы партийного списка).
И первый, и второй сценарии вписываются в современный демократический процесс. В первом случае у основного кандидата очень высок рейтинг, поэтому борьба разворачивается за второе место. Именно оно позволит занявшему ему кандидату претендовать на звание главного оппозиционного политика, а иногда, и на весьма ощутимые коалиционные договоренности с победителем.
Демократия есть возможность выбора из максимально широкого политического (партийного) спектра. Если какая-то политическая сила постоянно доказывает свою востребованность, способствует решению актуальных общественно значимых задач, а остальные находятся "в спячке", то, естественно, выборы будут протекать по референдумному сценарию. При этом демократические практики ни в коем случае не будет ущемлены. В ходе таких выборов не происходит острая политическая борьба и ее итоги, зачастую, являются предсказуемыми. Но как считает К.Костин, "если программа кандидата и он сам поддерживается большинством избирателей, то предсказуемые итоги выборов не вредят демократии".
Конкурентные выборы не являются для России чем-то необычным. В нынешнем сентябре в губернаторских выборах будут участвовать представители 24 партий, а этот в два раза больше, чем год назад. Чем не показатель развития политической конкуренции? Отметим еще раз, именно расширение партийного представительства на выборах различного уровня есть один из показателей развития политической конкуренции. Более того, "в тех регионах, где представители правящей партии непопулярны, вызывают недовольство населения и им есть альтернатива в лице политиков, способных эти настроения консолидировать", наблюдаются яркие выступления оппозиции.
В докладе отмечается, что в единый день голосования 14 сентября 2014 года на прямых выборах будут избираться высшие должностные лица 30 субъектов Российской Федерации. В этот день будет поставлен своего рода рекорд, так как ни в 90-х., ни в 2000-х годах никогда не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования. В выборах участвуют 138 кандидата, из них – 136 кандидатов от 24 партий и 2 самовыдвиженца (в Кировской области, включая Н.Белых). Больше всего кандидатов зарегистрировано от партии ЛДПР – 29. На втором месте ЕР – 28. КПРФ с 24 кандидатами на третьем. Превосходство парламентских партий над малыми обусловлено объективно. В этой связи бросается в глаза лишь явное отставание «Справедливой России», которая – по различным причинам – участвует лишь в 17 кампаниях. Что касается малых партий, то среди них особенно выделяются «Патриоты России», у которых 7 кандидатов. У «Гражданской Платформы» – 4, у «Зеленых» – 3, прочие же смогли выставить и довести до регистрации одного-двух кандидатов. Отметим, что ни один кандидат РПР-ПАРНАС и «ЯБЛОКА» не смог зарегистрироваться.
В Ставропольском крае зарегистрированы кандидаты от пяти партий: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Партия свободных граждан.
Эксперты ФоРГО отмечают, что в 15 субъектах Федерации, в том числе в Калмыкии, Ставропольском крае, выборы пройдут по изначально «референдумному» сценарию. В 8 регионах, в том числе Волгоградской области, где выбыли сильные потенциальные соперники кандидатов власти (их либо отозвали выдвинувшие их партии, либо они не преодолели муниципальный фильтр) и/или были достигнуты коалиционные договоренности, конкурентные сценарии не реализовались и выборы идут по «референдумным» сценариям. В двух областях – Липецкой и Нижегородской – врио глав, злоупотребив административным ресурсом, фактически навязали «референдумные» сценарии. В Красноярском крае и Мурманской области кампании балансируют между «референдумными» и конкурентными сценариями. Выборы в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области конкурентные.
Сильных политиков не вырастишь в пробирке. Одной из партийных функций является рекрутинг, подготовка, выдвижение, сопровождение, защита сильного политика – партийного деятеля. Еще одна функция – "добиваться власти на различных уровнях и обеспечивать народное представительство во власти".
Чтобы реализовать свой функционал современные политические партии должны:
- обладать эффективной системой по привлечению и выдвижению новых политиков. Это не возможно без целенаправленной, активной работы с молодежью;
- выйти из "спящего" состояния. Т.е. работать с избирателем не только перед выборами, раздавая нереализуемые обещания и используя "черные" технологии, а каждый день доказывая, свою состоятельность через решение конкретных проблем;
- предложить обществу "собственные модели развития и обновления".
По мнению К.Костина, современным российским избирателям не хватает патриотических и экологических партий. Патриотический спектр "могла бы представлять партия, которая поднимала бы вопросы развития русского мира, защиты русских, тему соотечественников, проблемы миграции и, что важно, противодействия радикализму и экстремизму". А экологические партии бы ориентировались на проблемы "продовольственной безопасности, рационального недропользования, разумного природопользования, урбанистики и здоровой среды обитания".
Реальную конкуренцию в политической сфере, а не ее видимость, нельзя создать искусственно. Она связана с тем, что в избирательном процессе должны участвовать как можно больше политических сил. При чем, эти силы должны не выскакивать как черт из табакерки непосредственно перед выборами и активно жаловаться, что им ставят палки в колеса на уровне муниципального фильтра, а работать с людьми, ежедневно доказывая свою состоятельность, работать с муниципальными депутатами, заручаясь их поддержкой задолго до начала момента сбора подписей.
Отдельно остановимся на вызывающей споры процедуре сбора кандидатами на пост губернатора подписей муниципальных депутатов. Это ни что иное как квалификационное требование, позволяющее отсеять случайных людей.
Муниципальный фильтр оппозиционные кандидаты проходили как при помощи «Единой России», в том числе и в Ставропольском крае, реализующей курс на открытость, конкурентность и легитимность выборов, заключавшей ради этого коалиционные договоренности, так и сугубо самостоятельно, порой преодолевая административное сопротивление (Алтай, Якутия и т.д.). Из чего следует, эксперты ФоРГО делают выводы, что фильтр, вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов.
По мнению К. Костина, если и вносить какие-либо коррективы в процедуру сбора подписей, то они должны быть связаны с ограничением количества подписей, "которые могут быть собраны одним кандидатом. Например, установить ограничение в 15 процентов от общего числа муниципальных депутатов". При этом необходимо "стимулировать кандидатов и партии активнее работать на уровне муниципалитетов в межвыборные периоды".
Одна из особенностей современных выборов, по мнению экспертов ФоРГО, связана с тем, что, во-первых, выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Владимира Путина; во-вторых, новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на РФ, предпринятые западными странами. Все это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус.
Косов Геннадий – доктор политических наук, профессор, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в г. Ставрополь