СМИ об исследованиях

  |  26 сентября, 2012   |   Читать на сайте издания

Президента и Думу выберут в интернете

Фонд развития гражданского общества под руководством экс-главы управления внутренней политики Кремля Константина Костина вчера обнародовал доклад под названием "Рунет сегодня. Исследование современного российского интернета".

В частности, фонд делает политические выводы: следующие федеральные выборы пройдут "в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной сети". При этом авторы фиксируют "рост западной экспансии" в рунет. Эксперты полагают, что тенденция схвачена верно, но традиционные формы политического влияния на избирателей пока остаются в силе, а охват и степень влияния интернета в докладе преувеличены.

"Интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет. Данная тенденция приобретает особое значение в разрезе предстоящих политических циклов 2016-2018 годов. Если показатели доверия граждан к интернету как основному источнику информации продолжат рост, то можно утверждать, что выборы депутатов Госдумы в 2016 году и президента в 2018 году пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной сети",— говорится в докладе.

Авторы отмечают рост аудитории, опираясь на данные социологии и собственный анализ сети. Так, по их данным, пять лет назад доминировали представители возрастной группы 16-30 лет (Москва и Санкт-Петербург). За последние год-полтора более 93% новых пользователей — жители глубинки, а средний возраст составил 33 года. Рост за год был наибольшим в селах и малых городах размером до 500 тыс. жителей — 6-8% (в столицах — 4%). В 2011 году месячная аудитория интернета выросла вдвое, до 52,9 млн человек (46% населения страны старше 18 лет), и Россия стала европейским лидером по количеству пользователей интернета. По данным ВЦИОМа на весну 2012 года, ежедневная аудитория сети выросла с 32% до 38% населения страны.

При этом в докладе отмечается, что по сравнению с другими источниками информации к интернету растет доверие. Так, приводятся данные Synovate Comcon: доверие к телевидению с 2006 года снизилось с 45% до 35%, доверие к газетам выросло с 34% до 35%, доверие к радио упало с 31% до 26%, а доверие к интернету как источнику информации составило в 2011 году 40%.

Авторы пишут об увлечении россиян социальными сетями. По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интернет-пользователи проводят в соцсетях 12,8 часа в месяц, и это самый высокий показатель в мире. Сильное беспокойство создателей доклада вызывает факт внешнего влияния на рунет: большая часть из топ-20 российских сайтов имеет значительную долю иностранного капитала, а многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции.

При этом авторы доклада отмечают, что глобальные социальные сервисы (Facebook, Twitter и YouTube) "становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил". По их данным, в период зимы 2011 — весны 2012 года "на пространстве рунета были протестированы многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах... мобилизация людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама": "Большая часть этих действий прямо нарушает правила сервисов, однако применение мер по отношению к нарушителям является большой редкостью. Проведенный эксперимент, в рамках которого было подано около 100 жалоб на различные нарушения, показал, что санкции со стороны сервисов принимаются менее чем в 10% случаев".

Глава фонда Константин Костин так объяснил "Ъ" феномен роста доверия россиян к интернету: "Социальные сети как источник информации позволяют ее персонифицировать. Вы знаете того, кто эту информацию предлагает. Это друзья или друзья друзей. Все они у вас на стене. А кроме того, интернет дает возможность интерактива. Учитывая эти качества интернета, управлять контентом можно, но это довольно сложный процесс".

В качестве примера он приводит удачные случаи размещения рекламы в соцсетях, в том числе политической. Источник в администрации президента заявил "Ъ", что считает исследование фонда авторитетным.

"Нет, это не руководство к действию, но одна из точек зрения, которая должна быть учтена в том числе в государственной политике. Если другие центры представят альтернативные точки зрения, мы с удовольствием ознакомимся",— говорит источник.

Эксперты, опрошенные "Ъ", в целом согласны с тенденцией, отмеченной в докладе, однако считают ее преувеличенной, особенно в части влияния интернета на следующие федеральные выборы.

К примеру, глава ЦК КПРФ Сергей Обухов не верит, что власти способны ограничить западное влияние на рунет: "Кишка тонковата. Ведь многие из них держат свои деньги на Западе".

Депутат Госдумы Илья Пономарев рад тому, что рунет развивается. "Чем быстрее развивается рунет, тем быстрее придет конец этой власти",— говорит он. При этом, с его точки зрения, пока интернет гораздо сильнее влияет на элиты, чем на среднего избирателя, а власти опасаются выхода элит из-под контроля.

Заместитель директора кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Астамур Тедеев полагает, что авторы "как минимум преувеличивают: мы все еще страна телевизора, а не интернета, но теперь это цифровое телевидение". Он считает, что доминирование интернета — это время двух политических циклов при условии роста благосостояния россиян и удешевления доступа к интернету.

Ирина Нагорных