http://stavgorod.ru: Региональные выборы 2014 года в России выходят на финишную прямую
Региональные выборы 2014 года в России выходят на финишную прямую. Сегодня руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин дал аналитическое интервью интернет-изданию Лента.ру. Специально для интернет-портала «Ставгород» доктор политических наук, профессор, руководитель филиала ФоРГО в Ставрополе Геннадий Косов расширяет и поясняет основные положения К.Костина.
В большинстве современных государств выборы как на общенациональном, так и региональном уровнях, как правило, проходят по одному из двум сценариям: референдумному или конкурентному. И первый, и второй вписываются в современный демократический процесс. "В первом случае, считает председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, у основного кандидата очень высок рейтинг, поэтому борьба разворачивается за второе место". Именно "оно позволит занявшему ему кандидату претендовать на звание главного оппозиционного политика ..., а иногда, и на весьма ощутимые коалиционные договоренности с победителем".
Демократия есть возможность выбора из максимально широкого политического (партийного) спектра. Если какая-то политическая сила постоянно доказывает свою востребованность, способствует решению актуальных общественно значимых задач, а остальные находятся "в спячке", то, естественно, выборы будут протекать по референдумному сценарию. При этом демократические практики ни в коем случае не будет ущемлены. В ходе таких выборов не происходит острая политическая борьба и ее итоги, зачастую, являются предсказуемыми. Но как считает К.Костин, "если программа кандидата и он сам поддерживается большинством избирателей, то предсказуемые итоги выборов не вредят демократии".
Конкурентные выборы не являются для России чем-то необычным. "За весьма небольшой срок – два электоральных цикла – в России их было немало", – считает К.Костин. Например, "в Екатеринбурге и Петрозаводске победили оппозиционеры, достаточно много оппозиционных партий, в том числе новых, получили мандаты в региональных законодательных органах". В нынешнем сентябре в губернаторских выборах будут участвовать представители 24 партий, а этот в два раза больше, чем год назад. Чем не показатель развития политической конкуренции. Отметим еще раз, именно расширение партийного представительства на выборах различного уровня есть один из показателей развития политической конкуренции. Более того, "в тех регионах, где представители правящей партии непопулярны, вызывают недовольство населения и им есть альтернатива в лице политиков, способных эти настроения консолидировать", наблюдаются яркие выступления оппозиции.
Реальную конкуренцию в политической сфере, а не ее видимость, нельзя создать искусственно. Она связана с тем, что в избирательном процессе должны участвовать как можно больше политических сил. Причем, эти силы должны не выскакивать как черт из табакерки непосредственно перед выборами и активно жаловаться, что им ставят палки в колеса на уровне муниципального фильтра, а работать с людьми, ежедневно доказывая свою состоятельность, работать с муниципальными депутатами, заручаясь их поддержкой задолго до начала момента сбора подписей.
Отдельно остановимся на вызывающей споры процедуре сбора кандидатами на пост губернатора подписей муниципальных депутатов. Это ни что иное как квалификационное требование, позволяющее отсеять случайных людей. "Если кандидат не может собрать подписи, значит он ни квалификацией, ни поддержкой не обладает", – считает К. Костин. Подобные квалификационные требования к политикам существуют во многих современных странах, и "отменять их было бы ошибкой, потому что бюллетень с 20 кандидатами демотивирует избирателя". Попадание в избирательный бюллетень на губернаторских выборах должно быть результатом успешной ежедневной политической работы в регионе на протяжении последних нескольких лет.
По мнению К. Костина, если и вносить какие-либо коррективы в процедуру сбора подписей, то они должны быть связаны с ограничением количества подписей, "которые могут быть собраны одним кандидатом. Например, установить ограничение в 15 процентов от общего числа муниципальных депутатов". При этом необходимо "стимулировать кандидатов и партии активнее работать на уровне муниципалитетов в межвыборные периоды".
Отдельно К.Костин остановился на роли и месте политических партий в современной России. Он отметил, что сильных политиков не вырастишь в пробирке. Одной из партийных функций является рекрутинг, подготовка, выдвижение, сопровождение, защита сильного политика – партийного деятеля. Еще одна функция – "добиваться власти на различных уровнях и обеспечивать народное представительство во власти".
Чтобы реализовать свой функционал современные политические партии должны:
- обладать эффективной системой по привлечению и выдвижению новых политиков. Это не возможно без целенаправленной, активной работы с молодежью;
- выйти из "спящего" состояния. Т.е. работать с избирателем не только перед выборами, раздавая нереализуемые обещания и используя "черные" технологии, а каждый день доказывая, свою состоятельность через решение конкретных проблем;
- предложить обществу "собственные модели развития и обновления".
По мнению К.Костина современным российским избирателям не хватает патриотических и экологических партий. Патриотический спектр "могла бы представлять партия, которая поднимала бы вопросы развития русского мира, защиты русских, тему соотечественников, проблемы миграции и, что важно, противодействия радикализму и экстремизму". А экологические партии бы ориентировались на проблемы "продовольственной безопасности, рационального недропользования, разумного природопользования, урбанистики и здоровой среды обитания".
Косов Геннадий - доктор политических наук, профессор, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в г. Ставрополь