События и комментарии экспертов фонда

  |  18 марта, 2013   |   Читать на сайте издания

Рейтинг губернаторских кошельков и интересов пиарщиков

Сегодня «Минченко консалтинг» и фонд «Петербургская политика» представили двенадцатый рейтинг политической выживаемости российских губернаторов. Рейтинг был составлен на основе данных экспертного опроса, в котором приняли участие 13 известных отечественных экспертов и политтехнологов. Политическую состоятельность губернаторов оценили по пятибальной шкале. Согласно задумке составителей рейтинга, «пятерка» означает отсутствие серьезных конфликтов как внутри региона, так и в отношениях с федеральным центром. «Четверка» свидетельствует о том, что позиции губернатора твердые, но без феерических успехов. «Тройка»: действующий губернатор должен принять меры для улучшения своего региона. Наконец, «двойка» — это довольно серьезная гарантия того, что Кремль заменит губернатора.

Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, руководитель Экспертного совета Фонда развития гражданского общества: «Рейтинг — это оценка будущих политических решений. Экспертиза проводится на основании того, что делают губернаторы, и как это может отразиться на их дальнейшей судьбе. Это не механизм для принятия решений, скорее этот рейтинг для самих губернаторов, как они выглядят в глазах экспертного сообщества».

Вместе с тем, ряд характеристики губернаторов и их деятельности, на основе которых была поставлена итоговая оценка, вызывает большие вопросы. Так, весьма странной выглядит «пятерка» только что назначенному временно исполняющим главы Дагестана Рамазану Абдулатипову. Такие оценки, как «погруженность в проблематику региона» и «неконфликтность», выглядят неубедительно. Абдулатиповдавно оторвался от республики, и с первых дней на новом посту выбрал крайне агрессивный стиль общения в самой взрывоопасной республике РФ, которая лидирует по количеству убиваемых силовиков и чиновников. За несколько недель он сумел стать крайне раздражающим фактором для всех местных элит. На этом фоне оторванной от реальности выглядит «тройка» президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, который подвергается давлению со стороны сильных региональных фигур, ряда федеральных чиновников и бандподполья, и в то же время в тяжелейшей ситуации снизил уровень насилия в республике, умеет договариваться со всеми силами в крайне сложной ситуации.

Еще более впечатляет «пятерка» главе Татарстана Рустаму Минниханову. Среди его «заслуг» — «прочность позиций на федеральном уровне и в местных элитах», «популярность» и «благоприятные социально-экономические показатели», а среди недостатков — «периодические вбросы темы конфликтов по вопросам национальной и исторической политики». И это в условиях тяжелой ситуации с подготовкой к Универсиаде. В Татарстане в 2012 году допустили убийство бывшего заместителя муфтия республики Валиуллы — хазрата Якупова и покушение на муфтия Илдуса Файзова. Республиканские власти не сумели воспрепятствовать превращению республики в рассадник ваххабизма, перебросив решение проблемы на федеральный центр, который справиться с этим явлением пока не в состоянии. В результате, в Татарстане, где сосредоточены ключевые оборонные производства, в республике, которая расположена на важнейших железнодорожных, автодорожных, водных и транспортных путях, формируется активное бандподполье. По Казани демонстративно разъезжали колонны автомобилей под черными флагами Аль-Каиды, а на стройках Универсиады задерживается 70 ваххабитов-гастарбайтеров. На этом фоне глава соседней Башкирии Рустем Хамитов получает «четверку», притом, что его республика дает ВВП больше, чем Татарстан, а местное УФСБ жесткими действиями гасит ваххабитскую угрозу на корню.

Примечательна «четверка» и губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. После первого наводнения в 2002 году МЧС дало конкретные указания по мероприятиям, необходимым для предотвращения подобных ситуаций. При этом, суммы на реализацию этих программ были ничтожными, по сравнению с олимпийским строительством. Однако ничего сделано не было и летом 2012 года произошла трагедия Крымска. Будучи губернатором, он должен был контролировать строительство на объектах Олимпиады. Тем не менее, стройки дорожали в 5-8 раз.

Такие явные несоответствия экспертных оценок составителей рейтинга реальности связаны с тем, что он отражает другую реальность, пиар-реальность. А для пиар-реальности важно наличие большого количества конфликтов и умелое разрешение этих конфликтов, а также политтехнологический интерес и финансовая состоятельность конфликтного региона. Именно поэтому Татарстан с его Универсиадой, Краснодарский край с олимпийскими стройкам всегда будут находиться «высоко», а, например, вытаскиваемая Евкуровым Ингушетия внизу. Или же как Ивановская область, с потрясающими характеристиками Михаила Меня. Он получил в рейтинге «четверку». Его плюсы: «отсутствие явных конкурентов», графа слабые стороны: «отсутствие явных успехов». Лаконично, понятно, четверка, спору нет.

Леонид Давыдов: «Есть регионы «привлекательные», а есть, ну, так-сяк. Ивановской области почему такая оценка? Вроде, у губернатора нет никаких супер-успехов, но регион малопривлекателен. Губернатор есть и есть».

Помимо собственно политических несоответствий, есть и просто слабые для аналитического документа моменты, с точки зрения стилистики. Например, у главы Чечни, Рамзана Кадырова, в графе сильные стороны значится — «личная поддержка Владимира Путина», что не является личной характеристикой, как управленца, а показывает лишь отношение президента. В свою очередь, «слабая сторона» главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова - «острый конфликт с Рамзаном Кадыровым». В конфликте замешаны две стороны, но в графе «минус» указан лишь у Юнус-Бека Евкурова. Интересно, если бы у главы Ингушетии была бы аналогичная поддержка Владимира Путина, как бы выглядели колонки?

Леонид Давыдов: «Субъект под названием Чечня — особый, в этом конфликте заведомо понятно, кто сильнее. Поэтому там это минус, а тут — ничего».

Кстати, Рамзан Кадыров, один из немногих управленцев, у которого в «аттестате» одни пятерки.

Глава Марий Эл Леонид Маркелов получил «три», но в графе «сильные стороны» имеет пробел. За что? Или педагоги сжалились над главой Марий Эл, а в дневнике, как замечание, написали «эксцентричная манера публичных выступлений» (чтение собственных лирических стихов). Какая четкая работа экспертной группы, даже с творческой стороны не ускользнешь. Наверняка кто-то на заседании встал и процитировал А.С. Пушкина: «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет», и занес в колонку «слабые стороны» слабые поэтические навыки Леонида Маркелова.

Леонид Давыдов: «Тут говорится о странном поведении. Он выйдет на пенсию и пусть читает. Дома он может читать, ну не публично же. Не этого требует общество от него. Есть подбор и общественное мнение, по которому мы оцениваем губернаторов».

В Калининградской области у губернатора Николая Цуканова в колонке «слабые стороны» — «имидж слабого губернатора», но тут же в колонке «сильные стороны» выясняется, что он еще имеет «способность отбить аппаратные атаки».

Ростислав Туровский, генеральный директор Агентства региональных исследований: «Своим аппаратом он командует, а то, что слабый губернатор, есть такая точка зрения, более того, есть точка зрения, что он самый слабый губернатор из всей цепочки меняющихся губернаторов в Калининграде».

У Владимира Груздева, Тульская область, в плюсах — «связи на федеральном уровне и популярность», хотя, после посещения города-героя Тулы очевидно, что дорожная проблема так и остается, городу не хватает снегоуборочных машин, а в некоторых районах люди даже не представляют, как они выглядят. Зато Груздев «популярный», и со связями: если что, звоните.

Юрий Аракелян