Архив комментариев
Алексей Чеснаков, член Экспертного совета ФоРГО о разнице в актуальной повестке дня, которую формируют представители власти и оппозиции.
Судя по средствам массовой информации, нет сегодня в России темы главней "выборов" в так называемый "Координационный совет оппозиции". Если отвлечься от неизбежно сопутствующей медийной истерии, то можно увидеть - проблема с восприятием этой кампании и новыми оппозиционерами и лоялистами глубже, чем заурядное действо, и лежит она в плоскости двух подходов к политике как таковой.
Несистемные оппозиционеры воспринимают и эти выборы в частности, и политику в целом как приятное времяпрепровождение, как игру. Люди чекинятся, гуляют по бульварам, стоят в очередях к шатрам для голосования и с удовольствием все это обсуждают в соцсетях и жан-жаках.
Когда другим выделиться нельзя, то можно похвастаться и этим. Но при этом не покидает ощущение очередной забавы "кидалтов", скучающих от самих себя и играющих в игру в выборы как имитацию настоящей политической жизни, в которую их не пускают "взрослые" - то есть власть.
У наблюдателя ничего кроме скепсиса эта игра вызвать не может.
Путем создания параллельной повестки дня бороться за власть можно, бороться с властью - вряд ли. Для успеха оппозиционерам нужны: альтернативное содержание (программа), эффективный механизм наделения полномочиями (процедура), хоть какие-то моральные основания (права). Если их нет, то созданием в виртуальной реальности фейковых структур с ограниченным, но гарантированным набором одних и тех же людей ситуацию не изменить. Из такой игры можно сделать очередное интернет-шоу, реальную политику - никогда. Во власти, как системе, включающей и парламентскую оппозицию, политика воспринимается совсем по-другому - как неизбежная и даже необходимая борьба добра со злом. В таком морально-мобилизующем подходе есть серьезные минусы.
"Черно-белая композиция" в нашем случае порождает неверие граждан в возможность победы оппонентов власти. Граждане часто голосуют за такую оппозицию не как за желаемую смену действующей власти, а лишь в качестве демонстрации недоверия ей.
Перечень системных игроков, их программы и активность не удовлетворяют значительную часть граждан. Впрочем, перечитав статьи и выступления президента и премьера, легко понять, что он не удовлетворяет и саму власть.
Кстати, именно из-за этого жесткого противопоставления многие представители власти для нового поколения выглядят старомодно. Вопрос не в физическом возрасте и не в пристрастиях в одежде. Пиджак можно ушить, бороду, как в старом анекдоте, сбрить, но "умище" - то есть устаревший взгляд на новый мир и на причины политической конкуренции, - девать некуда.
В итоге разница восприятия политики порождает вопрос о разнице в актуальной повестке дня, которую формируют представители власти и оппозиции. Гражданина не удовлетворяет такая политика, как потребителя не может удовлетворить мобильник пятнадцатилетней давности. Вроде бы слышно хорошо. Но сегодня телефонный аппарат - это не столько возможность поговорить, сколько набор для коммуникаций во всех сетях, а не только телефонных. Так и в политике. Нужен другой подход, учитывающий все каналы связи.
Чтобы не барахтаться между игрой и войной, и оппозиции, и власти придется вместо создания параллельных реальностей находить более рациональные механизмы конкуренции. При этом власть должна оставаться гарантом защиты граждан в случае, если кто-то из оппозиционеров решит "поиграть" в беспорядки или революцию.
В конце концов, и власть, и оппозиция существуют не друг для друга, а в первую очередь для граждан, чтобы никто и никогда не смог приватизировать государство.