Архив комментариев

20 ноября, 2012

Член Экспертного совета ФоРГО Леонид Поляков о переименовании республик

file-rf.ru

В правительстве Дагестана, по сообщению СМИ, планируют выдвинуть идею изменения названий национальных республик России. Сообщается, что субъекты федерации не должны носить название одного из этносов, что переименование по географическому принципу позволит избежать многих межэтнических проблем.
 
 

Комментирует Леонид Поляков, член Экспертного совета Фонда развития гражданского общества:

– Вопрос о переименовании республик возникает в связи с тем, что постоянно остаётся ощущение, что конструкция нашей Российской Федерации весьма несовершенна и противоречива. Потому что она включает в себя субъекты, которые фактически имеют разные статусы.

В частности, республики – в отличие от всех остальных субъектов федерации – обозначены самой Конституцией как государства.

Кроме того, республики включают в своё название этнический компонент, что создаёт ощущение, что действительно внутри российской государственности, основанной на общегражданском принципе, на принципе единой политической нации, присутствуют некие государства, государственность которых определяется по этническому принципу.

И это создаёт очевидный дисбаланс – почему именно несколько избранных этносов получили такой статус?

Поэтому движение в сторону того, чтобы выровнять как-то, унифицировать статус субъектов федерации за счёт изменения названий – такая идея понятна.

Другой вопрос, что, очевидно, она может встретить сопротивление и вызвать определённое напряжение в этих республиках, поскольку для них вопрос идентификации, идентичности по-прежнему остаётся очень острым.

Мы помним, какие трудности испытывали в 93-м году, когда всерьёз нам грозила гражданская война – ведь вопрос о Конституции стоял таким образом, что каждая из республик фактически требовала отдельного федеративного договора.

На мой взгляд, мы имеем ситуацию, с которой придётся серьёзно работать. Действительно, чтобы федерация была жизнеспособной и крепкой, чтобы не провоцировала противоречия, субъекты федерации должны иметь единый статус.

С другой стороны, сложившиеся традиции и имеющееся на данный момент понимание того, что вопросы идентичности – культурной, национальной, этнической – очень остры, здесь нужно действовать крайне осторожно.

Но сам разговор на эту тему надо начинать. Ибо проблема стала очень актуальной. Есть понимание, что действительно не все субъекты между собой равны.

В российских областях присутствует уже давно накопившееся недовольство по этому поводу – они считают, что субъекты, которые носят названия государств, явно имеют привилегированный статус и, очевидно, внутри федерации есть неравенство.

Лучше не загонять эту сложную проблему в дальний угол в надежде, что всё само рассосётся с течением времени, а начать такую дискуссию, – может быть, сначала в рамках экспертных сообществ, иногда даже и закрытого характера, – с тем, чтобы найти, в конце концов, оптимальное решение.