Архив комментариев
Эксперт ФоРГО Максим Минаев комментирует главные выводы аналитической записки «Основные схемы распределения государственных средств на деятельность некоммерческих организаций за рубежом»
Аналитическая записка «Основные схемы распределения государственных средств на деятельность некоммерческих организаций за рубежом» наглядно демонстрирует высокий уровень вовлеченности государственных структур в развитие некоммерческих организаций.
В большинстве стран региона Евро-Атлантики исполнительная власть активно содействует развитию НКО, в том числе посредством их прямого или косвенного финансирования. Причем в ряде европейских субъектов финансовая поддержка со стороны государства составляет львиную долю бюджетов некоммерческих структур. Например, во Франции объем помощи НКО со стороны власти достигает 60%, а в Бельгии и вовсе 76%.
Международный опыт участия исполнительной власти в поддержке НКО представляет собой впечатляющий пример того, что построение развитого гражданского общества без участия государства невозможно. Более того, адекватное развитие общественных структур достигается только при непосредственном участии власти. Например, по уровню своего развития гражданское общество Франции - одно из самых прогрессивных. В нём представлены организации, инициативы и платформы любого общественно-политического профиля. И в то же время государственное финансирование – главный источник доходов НКО Пятой республики.
Данный факт опровергает высказывания некоторых представителей либеральной общественности и СМИ о том, что власть не должна участвовать в развитии некоммерческих организаций. Зарубежная практика позволяет сделать прямо противоположный вывод - без конструктивной помощи со стороны государственных структур полноценное становление системы НКО невозможно. В таком контексте заявления представителей либеральных кругов наводят на мысль, что в своей позиции они отстаивают интересы иностранных игроков. Как свидетельствует аналитическая записка, даже государства с хорошо развитыми структурами гражданского общества стараются, так или иначе, поддерживать и контролировать жизнь НКО, защищая их от неадекватного внешнего воздействия. Работа же НКО, финансируемых из-за рубежа или представляющих другие страны, подвергается жесткому контролю. В том числе со стороны компетентных органов.
В тех же государствах, где развитие современного гражданского общества началось только после 1991 года, отказ властей от выполнения подобных менторских функций чреват серьезными издержками. НКО рискуют оказаться заложниками многочисленных иностранных спонсоров, выполняя не свои основные функции, а волю влиятельных структур из-за рубежа.