Архив комментариев

01 ноября, 2012

Алексей Зудин, заместитель директора Центра политической коньюнктуры Росссии об общественном договоре межда властью и обществом. Из выступления на круглом столе в ФоРГО

«Общественный договор предполагает некую рациональную составляющую, у него есть своя специфика, которая не позволяет его полностью отождествлять с договором обычным, что явно или неявно происходит, когда мы начинаем обсуждать эту тему. В отличие от обычного договора, государство и общество не могут «разъехаться». Отсутствует третья сторона, которая может принудить эти стороны к соблюдению правил. А если договор будет нарушен кем-то из этих сторон - государством или обществом, - то очень сильно пострадают обе. Эта особенность есть везде, во всех странах. Но у нас она имеет гораздо большее значение. Во-первых, потому что как политическая система мы относительно молоды, во-вторых, потому что у нас гражданская нация развивается и формируется внутри того, что в последнее время достаточно удачно было названо «историческим государством».

Первый общественный договор был заключен в ходе избирательной компании 1999-2000-х годов между большинством российских избирателей и Владимиром Путиным, и это был договор о необходимости восстановления государства. Мы восстановили его из того, что было, из того строительного материала, который находился под рукой. А строительный материал был довольно своеобразным, представлял собой причудливое сочетание попутчиков в виде олигархов, транзитных чиновников, которые главной точкой своей карьеры мыслили бизнес, а госслужбу - только как промежуточное звено; старых государственников – их «эмблемой» можно считать представителей спецслужб; молодежи, настроенной патриотически, а также многих других.

К настоящему времени государство, восстановленное из подручного материала, в значительной степени себя исчерпало, и стало ясно, что необходимо новое качество государства. Эмблема исчерпанности государства – это станица Кущевская, это когда элиты постоянно «выходят из берегов». Иначе говоря, тесно связаны с бизнесом, а бизнес – с чиновничеством. Такого рода элиты называются слабо дифференцированными, и никакое серьезное развитие с ними невозможно, потому что, если такого рода элиты начинают конкурировать, то просто-напросто разваливают всю систему.

Вторая составляющая движения к эффективному государству – нормализация государственных институтов. Серьезный шаг в этом направлении Владимир Путин сделал еще в 2008 году, когда не стал менять Конституцию, чтобы пойти на третий срок подряд: элитам и российскому обществу был послан четкий сигнал – власть не является и не может быть ничьей личной собственностью, люди во власти обязаны меняться, и с государственным устройством при этом ничего катастрофического не происходит.

Я думаю, что после ротации 2008-го года Дмитрию Медведеву было гораздо проще производить революцию в кадровом составе губернаторского корпуса, потому что пример был подан.

Третье направление по созданию эффективного государства - это мировоззренческая революция. Главное ее назначение состоит в том, чтобы мы оказались в состоянии сами формулировать цели для развития страны, поскольку становится ясным, что никаких предзаданных целей, образцов для нас не существует. Должна быть создана система общих представлений, которая является главным условием современной демократии.