Архив комментариев
Константин Костин о протестном движении и риторике его лидеров. Из интервью Politonline.ru
Р: Обсуждая планы на декабрьскую акцию протеста и говоря о прошедшем политическом сезоне общество, включая и его "несогласных" говорят о падении численности, но при этом упоминают "разбуженный креативный класс"...
Константин Костин: Я был бы осторожен с классификацией основы митингов протеста как "креативного класса". Он, может быть, и был в авангарде этих митингов, однако основу многочисленных и резонансных митингов зимы-2011 составляли совершенно другие группы граждан. Креативный же класс в его привычном понимании обеспечивал медийную составляющую этих акций. И потом, мы недавно спорили с авторами доклада о том, кто именно является креативным классов и кто себя таковым называет. Смотрите, многие говорят о креативном классе, имея в виду сотрудников столичных офисов. Но ведь понятно, что креативным классом можно назвать представителей творческих профессий - допустим, это журналисты, художники, дизайнеры, артисты, айтишники, музыканты. Конечно, в бизнесе тоже есть люди, которые по всем формальным признакам относятся к креативному классу - в бизнесе часто требуется творческий подход, но здесь все-таки стоит разделять [одно и другое - прим. ред.]. В любом случае, у пассионарных граждан в нынешней политической реальности есть немало возможностей достаточно эффективно влиять на происходящее.
Р: О разрыве между "чаяними площади" и действиями, целями и заявлениями лидеров говорят уже и участники митингов, да и сами представители оппозиции. Насколько велик, по Вашему, этот разрыв и к чему он приведет?
Костин: Мне кажется, что разрыв между трибуной и площадью уже настолько велик, что дальнейшее отдаление друг от друга уже не играет особенной роли. Когда люди находятся, аллегорически говоря, на расстоянии нескольких десятков или сотни метров друг от друга - это преодолимое расстояние. Но если отдаление уже измеряется километрами, то сотня метром в любую сторону уже ничего не решат.
Один из выводов доклада - о том, что история новых протестных митингов, начавшаяся в декабре-2011 и, фактически, завершившаяся в сентябре (хотя некоторые проявления в виде выборов в КС оппозиции или "Юрьева дня" пока еще присутствуют) действительно закончилась. Та энергетика и та мотивация, с которой в декабре и начале года выходили люди сейчас уже на периферии внимания. Если лидеры оппозиции опять будут жить вчерашним днем, опять будут вспоминать и возрождать некое "былое" - это бессмысленно в текущий момент. Даже выдвижение социальных требований, которое попробовала "трибуна Болотной" не работает. Почему? Для того, чтобы сам КСО начал жить, развиваться и стал политически заметен - они должны не просто выхватывать требования, которые есть у других, более сильных (в том числе и оппозиционных) партий. Для начала они должны определиться со своей программой, повесткой, идеологическими ориентирами и уже начать заново работать со сторонниками. Двигаться в логике того протестного движения, которое было зимой-2011 и весной-2012 уже бессмысленно, эта страница перевернута.