Архив комментариев
Константин Костин в интервью "Gazeta.ru" о том, почему люди вышли на протест
— Я думаю, недовольство выборами было лишь предлогом, скорее даже поводом. Недовольство общее назревало в Москве. Не факт, что все пришедшие на митинг участвовали в выборах, но многие из них не увидели в выбранных людях своих представителей, интуитивно осознали, что результат их не устраивает.
Не увидели среди избранных депутатов Госдумы своих политиков. Хотя у них есть свои врачи, свои турагенты, у многих даже свои юристы. А вот политика своего нет.
Конечно, можно предъявить претензии к себе и сказать, что сами виноваты, сами вели себя все эти годы пассивно, но проще объявить результат выборов сфальсифицированным. Многие представители либеральной интеллигенции или молодежи на выборы не ходили, но заявили о несогласии с их итогами.
Недовольство было в том, что этот образованный класс – я бы назвал его прото-средним классом, осознал, что его интересы никто не представляет. И выборы стали поводом заявить: «Мы есть, с нами надо считаться». Хотя, это формально звучало в адрес власти, но в то же время, этот призыв был обращен и к лидерам оппозиции, которые не смогли или не захотели увидеть в этом прото-среднем классе свою электоральную базу.
Отличие нынешней серии протестов от того, что было раньше, состояло в том, что на улицу вышли представители разных социальных групп, и креативного класса в том числе. Да, там были и представители так называемой творческой интеллигенции: артисты, журналисты, писатели, дизайнеры и так далее. Но уверяю вас, это была лишь часть протестующих и говорить о том, что креативный класс составил основу митингов все-таки нельзя.
Группы граждан там были представлены разные, а вот говорили то, что они привыкли говорить. Эти «ножницы» между людьми на сцене и людьми на площади сразу были видны. «Вожди» пытались использовать протест в своих корыстных целях, но это нормально, любой политик априори корыстен – он зарабатывает себе политические очки. Но со сцены звучала антипутинская риторика и призывы к революции, а люди не хотели революции. Это недовольство было про другое. Люди хотели сказать, что они есть, с ними нужно считаться, а их никто не представляет и они с этим не согласны. Но свергать власть большинство протестующих не хотели и не собирались.