Архив комментариев
Эксперт Фонда Станислав Апетьян о перспективах новой протестной волны. Из интервью РСН.
Митинги и уличные акции – нормальный элемент демократического государства. Очевидно, что протесты будут и дальше. Большой волны протеста не планируется, если не возникнет новых значимых поводов. Или это будет социально-экономический протест в случае резкого ухудшения экономической ситуации. Тогда будет база. Скорее всего, участники такой волны будут сильно отличаться от тех, кто были в первой волне.
В первой большую массу составлял городской средний класс. Это офисные служащие, работники творческих профессий, журналисты. Это достаточно обеспеченные люди. Их основные требования касались не их социально-экономического положения, а гражданских и политических прав.
Часть из них ходила на выборы. Значительная часть не ходила на выборы. Тем не менее, говорила о массовых фальсификациях. Это было связано с некоей эмоциональной волной. Эти люди большей своей частью перестали выходить на улицы где-то в марте этого года. Их заменили более привычные участники подобных акций. Это люди постарше, это бюджетники, это активисты различных радикальных движений. Если мы говорим о какой-то новой протестной волне, которая будет связана с социально-экономическими требованиями, конечно же, это будет больше похоже на те митинги, которые были по поводу монетизации льгот. Это люди старше, это люди не из социальных сетей. В рамках написания этого доклада я занимался медиа-анализом, как протестная волна проявлялась в социальных сетях, в блогосфере. Мы пришли к выводу, что это т средний класс, креативный класс пришел оттуда. На первые митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова записалось в социальных сетях более 60 тысяч человек. А на акцию 15 сентября записалось только 3 тысячи человек. Одновременно с этим менялся социальный состав участников . То есть мы можем говорить, что на площадь вышли в декабре люди из социальных сетей, люди интернета. Мы смогли даже проанализировать состав участников протестных сообществ в интернете. Основная их масса – это люди от 22 до 27 лет. Это в основном выпускники престижных московских вузов, многие которые, кстати говоря, не москвичи, а приехали из других городов учиться. Это люди, которые не успели реализовать себя в карьере и семейной жизни в основной массе. У них много амбиций при этом, у них большой запрос на перемены. Они и выходили в декабре и феврале. Именно они престали выходить в марте и сентябре. И вряд ли они выйдут в декабре, потому что у них нет мотивов для выхода на улицу.