Архив комментариев

15 марта, 2013

Константин Костин о возможном изменении механизма, системы и организации финансирования НКО в России. Из интервью ИА Regnum

К существующей сегодня в России системе поддержки НКО есть множество претензий, основные из них: непрозрачность механизма финансирования НКО, недостаток информации о системе финансирования, слабая организация отчётности по выполненным программам, распыление ресурсов. .

Эксперты признают недостаток государственного финансирования, но путь бесконечного увеличения грантов называют тупиковым: "В России постепенно увеличиваются суммы, выделяемые государством на третий сектор, но пока речь идёт только о грантах и субсидиях. На 2013 года запланирована сумма в 8,3 млрд рублей. По всем оценкам, в этом секторе заняты порядка 1 млн. человек, и чтобы их работа была продуктивной, и они получали зарплату, соответствующую средней по экономике, этой суммы недостаточно. Денег необходимо на порядок больше. Но идти по пути бесконечного увеличения грантовой и субсидиарной поддержки со стороны государства неправильно".

В качестве одного из вариантов решения этого вопроса является благотворительность - пожертвования бизнеса. Но тут вновь возникает проблема - Россия одна из немногих стран, где нет налогового возмещения за пожертвования. Мы предлагаем создавать условия, чтобы наш бизнес мог финансировать НКО. Но во всём мире доля господдержки НКО значительно больше, чем бизнеса за счет того, что доля государственных услуг передается для выполнения общественным организациям.

Именно НКО являются катализатором развития третьего сектора, что необходимо России. Во всем мире именно третий сектор берёт на себя большое количество важных функций, как экспертных и контролирующих, так и функций по оказанию социально полезных услуг. Некоммерческий сектор рассматривается как организационная составляющая гражданского общества. Это создает механизмы общественной связи и способствует появлению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления.

Для развития этого сектора и необходимо увеличивать его финансирование. По оценке The Boston Consulting Group, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в развивающихся - 22%, в России - 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы - 35% (в развивающихся странах - 61%, в России - 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов - 17% (в развивающихся странах - 17%, в России - 73%).

При этом задачи, которые решают НКО, важны для государства: В России это понимают не все. У нас даже отношение к общественникам и людям, работающим в НКО, не всегда уважительное. Это неправильно. Во всём мире зарплаты граждан, которые в этой сфере заняты, не такие высокие по сравнению с работающими во втором и первом секторе. Но к ним особое отношение. Люди, которые посветили себя работе в третьем секторе, вызывают огромное уважение в Европе. Это люди, которые заняты общественно полезной деятельностью. А в Америке закон о волонтерстве и добровольчестве называется "Акт служения Америке". То есть там всячески подчеркивается необходимость и важность для государства работы третьего сектора.

Причём во всём мире основная деятельность НКО - это оказание социальных услуг, а не экспертная, и не контролирующая. В России же только 30% НКО занимаются прямыми социальными услугами, работают с населением напрямую. "Неправильно, если вокруг одного работающего волонтера будет стоять 45 контролеров. В этом смысле должно произойти переструктурирование гражданского общества. Потому что гражданское общество - это не только контроль и экспертные услуги, это еще и солидарность, ответственность и активная жизненная позиция.

Для стимулирования развития третьего сектора в РФ предлагается создание пула некоммерческих организаций - операторов - (Автономная некоммерческая организация (АНО), ответственных за распределение грантов по направлениям и формирование легитимных экспертных советов при них. Подобные структуры, должны не только распределять средства, выделяемые государством, но и создавать условия, для появления в общенациональном масштабе организаций, готовых выполнять госуслуги и госконтракты по конкретным направлениям.

Например, создается структура, которая занимается распределением средств на правозащитную деятельность, на юридическую поддержку, профилактику преступности. Часть денег идет на проекты, часть - мы смотрим, какие организации действуют в региональном, межрегиональном масштабе, где есть достаточное количество профессиональных сотрудников - и создаем из них сеть или финансируем таким образом, чтобы они могли эту сеть создавать. И тогда, через какое-то, время мы приходим в МВД и Минюст говорим, что есть общенациональная сеть организаций, которая способна, например, заниматься профилактикой преступлений. И сейчас есть подобные организации, но они действуют в своём региональном или межрегиональном масштабе.

Главным подводным камнем, на который можно наткнуться при изменении системы - профессионализация третьего сектора: увы, пока нет достаточного количества специалистов. Нужны обучающие программы. Реабилитация лиц, вышедших их мест лишения свободы, детская проблематика, вопросы насилия в семье - это все сферы, требующие определенный базовый объем знаний.